2024-11-25
Международная логистика и перевозки подвержены влиянию многочисленных факторов и рисков на протяжении всего процесса. Глобальный уровень задержек в логистике вырос до 28% в 2023 году (данные DHL).
Ⅰ. Риски при транспортировке
1.Колебания пропускной способности и задержки
Морские перевозки: количество линейных перевозок увеличилось на 20% (отчет Sea-Intelligent), кризис на Красном море увеличил количество перевозок по Суэцкому каналу более чем на 40%, увеличил время в пути на 7–15 дней и увеличил расходы на 2000 долларов за контейнер.
Авиаперевозки грузов: с учетом сокращения вместимости салонов пассажирских самолетов на 30% (по данным ИАТА) и отставания в перевозках дорогостоящих грузов, таких как чипсы, средние объемы грузовых перевозок в 2022 году в четыре раза превышают показатели до пандемии.
2.Физическое повреждение товара
Среднегодовая потеря воды в транспортных контейнерах превышает 3000 (WSC), а уровень потерь груза из-за коррозии под воздействием влаги составляет 5–10%.
Ⅱ. Таможенные риски и риски, связанные с соблюдением таможенных правил
1.Ошибка документа
Ошибки в кодах ТН ВЭД приводят к таможенным вычетам (35% задержек при таможенном оформлении в ЕС вызваны ими), а товары Amazon FBA задерживаются при поступлении на склад из-за отсутствия коммерческих счетов-фактур.
2.Торговые барьеры
Закон США о всеобщей политике внешней торговли (UFLPA) привел к увеличению числа проверок китайских текстильных товаров: в 2023 году было задержано в общей сложности 1600 партий.
Ⅲ. Геополитические риски и риски безопасности
1.Вооружённые конфликты и забастовки
Украинский кризис привел к приостановке работы черноморского маршрута, а железная дорога Китай-Европа вот-вот откроется в Кавказский регион, при этом тарифы на грузоперевозки вырастут на 40%.
2.Кража и контрабанда
Порт Гамбурга ежегодно теряет более 800 миллионов евро из-за краж контейнеров, в то время как кражи грузовиков в Латинской Америке выросли на 12% в годовом исчислении (данные TT Club).
Ⅳ.Рыночные и экономические риски
1.Неконтролируемые расходы
В 2022 году цены на морские перевозки на маршрутах в западные штаты США достигнут пика в 20 000 долларов США за FEU (в 10 раз выше обычного уровня), а колебания обменного курса (например, падение курса иены на 20%) уничтожат корпоративную прибыль.
2.Риски, связанные с исполнением контракта
Споры, возникающие из-за злоупотребления правилами Инкотермс, составили 17% споров о злоупотреблениях (статистика МТП), а количество случаев, когда продавцы не застраховали повреждение груза по схеме CIF, увеличилось на 9% в годовом исчислении.
Ⅴ.Технические и управленческие риски
1.Разорванная информационная цепочка
30% малых и средних предприятий по-прежнему используют Excel для отслеживания грузов (Gartner), а 75% компаний, занимающихся мультимодальными перевозками, не могут получать данные об узлах в режиме реального времени.
2.Давление на зеленую цепочку поставок
ЕС включит цепочки поставок в систему торговли квотами на выбросы углерода.
Риск кумулятивного эффекта
Засуха в Панамском канале в 2023 году привела к сокращению трафика на 40%, что потребовало объезда мыса Доброй Надежды. Увеличился с 8% до 22%.
Риски международной логистики имеют системный характер, и необходимо создать трехмерный механизм предотвращения и контроля «динамические планы + мониторинг данных + система соответствия». Компаниям следует увеличить свой плавающий бюджет на транспортные расходы с 5% до 15% и в то же время использовать такие технологии, как отслеживаемость на основе блокчейна и цифровые двойные порты, для снижения человеческих рисков с целью сохранения конкурентоспособности в условиях изменений в ситуации в международной цепочке поставок.